Коррекционная программа 2022_2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи по освоению Программы
Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.

Особенности речевого развития детей 5-7 лет

1.5.

Характеристика речи детей с ФНР, ФФНР, ОНР

1.6.

Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы

2.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание деятельности учителя-логопеда

2.2

Направления работы

2.2.1. Диагностическая работа
2.2.2. Коррекционно-развивающая работа
2.3.

Форма организации обучения

2.4.

Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ

2.4.1. Взаимодействие логопеда и педагога (воспитателя)
2.5.
3

Взаимодействие с родителями
Организационный раздел

3.1.

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда

3.2.

Методическое обеспечение

3.3.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

4.

Дополнительный раздел

4.1.

Годовой рабочий план

4.2.

Циклограмма деятельности учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год

Библиографический список

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест
как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и
может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания,
творчества в следующие целевые ориентиры:


ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;



ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,

стараться разрешать конфликты;


ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами;



ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-

следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;


ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку

многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к
пятилетнему возрасту.
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени
тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (Общее Недоразвитие Речи, Задержка Речевого Развития, дизартрия), принятие
новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания
специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья, есть необходимость в функционировании для таких детей
логопункта в дошкольном учреждении. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при
четкой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в
выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Модель логопункта органично вписывается в систему
ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

1.

В течение года логопед работает с 20 детьми, т.е. ведется достаточно интенсивная работа.

2.

Основной контингент – дети с проблемами речевого развития (ФНР, ФФНР, ОНР (III уровень) и НвОНР.

3.

Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий, занятия в микрогруппах.
Программа составлена в соответствии нормативно-правовыми документами:



Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;



Федеральный государственный стандарт дошкольного бразования (утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155);


Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 01.01.2021г.;


Письмо министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной

нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;


Конвенция ООН о правах ребенка;



Устав МАДОУ д.с. № 15 «Малышок» п.Карпушиха;



Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения детский сад № 15 «Малышок»;


Инструктивное письмо Министерства образования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта

общеобразовательного учреждения»;


Приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2 -34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими

нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим
нарушение звукопроизношения с фонетическим или фонематическим недоразвитием речи (далее ФНР), фонетико-фонематическим
нарушением речи (далее ФФНР), а также имеющим общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития) и неярко выраженное общее
недоразвитие речи (далее НвОНР).
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого
недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе. Коррекционновоспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у

ребенка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским,
П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным. В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А.
Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичевой, Т.Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева по
проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков.
Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования
навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В
завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к
навыкам правильного звукопроизношения.
Работа по коррекции нарушения устной речи дошкольников начинается с середины сентября, после завершения обследования. Ее
продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность использования
блоков.
1.2.Цели и задачи по освоению Программы
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта
позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель программы: создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка,
развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР,
ФФНР, ОНР и НвОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:


раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;



изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей

детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;


преодоление недостатков в речевом развитии;



воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;



нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;



развитие навыков звукового анализа и синтеза;



развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи);



формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе,

оказание помощи в организации полноценной благоприятной речевой среды для ребенка-дошкольника;


охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с речевой патологией;



обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность (ведущий вид деятельности дошкольников). Все коррекционно-

развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, не дублируют школьных форм обучения.
Таким образом, Программа на 2022-2023 учебный год направлена на успешное овладение детьми самостоятельной, связной,
грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты, что в свою очередь формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
1.3.Принципы и подходы к реализации Программы
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря
комплексному подходу и интеграции усилий педагогов, и семей воспитанников.
Процесс нормализации речи детей осуществляется с учетом общедидактических и специальных принципов:
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в
зоне ближайшего развития.
Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. Коррекция нарушения
произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие
фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической систем словообразования и
словоизменения.
Принцип комплексности предполагает воздействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.
Принцип деятельностного подхода учитывает ведущую деятельность ребенка данного возраста в логопедической работе.
Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для его самореализации.
Принцип связи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от
состояния других психических процессов.

Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле - не что иное, как ориентировочная основа
деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятна детям и приниматься ими.
Принцип максимального использования в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного,
двигательно-кинестетического.
Принцип последовательного перехода от более легкого к более трудному.
1.4.Особенности речевого развития детей 5-7 лет
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети
правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется
их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение
составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).
Педагоги и родители вводят в речь детей новые слова, углубляют понимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его активном
словаре, учат пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.
Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений.
При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые
недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.
Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или й; л заменяется
л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной
фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произносить все звуки родного языка и вводить их в
речь.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Словарь. К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000—3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их
употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
В процессе работы с детьми педагог стремится расширять их запас слов. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в
смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую
руку; ни свет ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Педагог приучает детей быстро находить нужное

слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество,
аквариум, милиционер и др.).
Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но
у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Задача педагогов и родителей — научить детей ясно
выражать свои мысли; согласовывать слова в предложении; полно и правильно строить предложения при рассказывании и пересказе;
правильно пользоваться союзами и союзными словами.
Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести
годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению
звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.
В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными
отклонениями в развитии речи; они нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход,
помощь родителей, логопеда, необходимо всех детей научить правильно произносить все звуки родного языка, различать и правильно
употреблять сходные звуки.
1.5.Характеристика речи детей с ФНР, ФФНР и ОНР.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения - ФНР.
Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к',
г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение
звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько
групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется
как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:


искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;



отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);



замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной
моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате

чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение
антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а
звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в
результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем. Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые
авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается
смысл слова.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной
речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.
Контингент дошкольников в настоящее время чаще представлен детьми, которые имеют ОНР третий уровень речевого развития или
НвОНР. ОНР 3 уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико–грамматического и фонетико–
фонематического недоразвития речи при относительно благополучном понимании речи. Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах,
событиях

окружающей

жизни.

Свободное

общение

оказывается

для

них

крайне

затруднительным.

Характерным

является

недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической
группы (звук [сь], ещё не сформированный, заменяет свистящие и шипящие). Фонематическое недоразвитие у детей этой группы
проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков. Это задерживает овладение звуковым анализом и
синтезом. Уровень фонематического восприятия находится в определённой зависимости от выраженности фонематического недоразвития.
Отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов. Диагностическим показателем недоразвития речи третьего уровня
является нарушения слоговой структуры. Типичными являются также персеверации слогов («хихис» - хоккеист), антиципации («астобус» автобус), добавление лишних слогов и звуков («лимонт» - лимон). Это свидетельствует в первую очередь о первичном недоразвитии в сфере
слухового восприятия. Словарь значительно беднее, чем у сверстников. С наибольшей очевидностью это выявляется при изучении
активного словаря. Анализ детских высказываний говорит о выраженном аграмматизме. Типичен также импрессивный аграмматизм. Дети
не всегда различают формы числа, рода, падежа существительных и прилагательных. Указанные недостатки в сфере фонетики, лексики,
грамматического строя с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, рассказ по картинке,
серии картинок, рассказ описание).
Для детей с общим недоразвитием речи характерен различный уровень развития основных свойств внимания. Речевая
недостаточность сказывается и на развитие памяти. Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами психического
развития обусловливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно–логического мышления, без

специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Им присуще и некоторое отставание в
развитии двигательной сферы. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики рук.
Для преодоления перечисленных недостатков требуется длительное специально организованное коррекционное воздействие,
включающее комплекс коррекционно–развивающих мероприятий, направленных на формирование компонентов языковой системы,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления,
памяти, аффективно-волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.
К НвОНР отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов
языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи
и нечёткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного
восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что
ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом,
логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими
психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате
обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные
требования данного возраста.
1.6.Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с
привлечением синхронного выравнивания речевого развития детей. Результаты освоения программы представлены в виде целевых
ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы,
форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или
психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС

ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются
на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения
дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в
соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:


ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет

задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных
картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов,
анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он
владеет разными способами словообразования;


ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и

социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает
основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых
действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у
ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о
смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано
интеллектуальное мышление;


ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок

умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать
условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре
окружающую действительность;


ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по

совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей,
подражательность, творческое воображение;


ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное

отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;


ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен

договариваться, старается разрешать конфликты;



ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;



ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;



ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и

правилами поведения и готов соответствовать им;


у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может

контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
1. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми.
2. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен.
3. Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.
4. Ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию.
5. Ребенок способен показать на предложенных картинках названные взрослым действия.
6. Может показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами.
7. Понимает различные формы словоизменения.
8. Понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных,
дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.
9. Понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.
10. Без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
11. Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.
12. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов.
13. Обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке.
14. Не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках.
15. Называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.
16. Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме, ребенок правильно употребляет
имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах,
имена существительные множественного числа в родительном падеже.

17. Согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные
конструкции.
18. Согласовывает числительные «2» и «5» с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами и названия детенышей животных.
19. Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой
текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или
коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет
выразительно рассказывать стихи.
20. Не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
21. Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него
сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
22. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме; темп и ритм речи,
паузация нормальные.
23. Ребенок употребляет основные виды интонации.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание деятельности учителя-логопеда
1

Логопедическое обследование дошкольников

1-16 сентября 2022 года,
15-31 мая 2023 года

2

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий коррекционных и

В течение года, согласно

профилактических занятий

расписанию

3

Оснащение развивающей среды в логопедическом кабинете

В течение года

4

Приобретение демонстрационного, дидактического, раздаточного материала для коррекционной

В течение года

работы с детьми.
5

Сайт учреждения (обновление, пополнение)

В течение года

6

Проект «Песочная терапия как средство профилактики речевых нарушений»

В течение года

7

Самообразование

В течение года

8

Неделя взаимопосещений (занятия по развитию речи)

В течение года

9

Посещение педагогических советов

По графику

10

Логопедический кружок «Логоритмика»

В течение года

2.2.Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают её основное содержание:


диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и

подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;


коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и

коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;


консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по

вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;


информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями

образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.2.1.Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа
коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс
организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный,
итоговый, при необходимости и промежуточный).
Первичное логопедическое обследование проводится в первые две недели нового учебного года (сентябрь).
Основные цели обследования:
•

изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в

дошкольном учреждении) на основе наблюдения и беседы с родителями, педагогами и анализа документов.
Задачи обследования:

•

выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с

возрастными нормативами (совместно с воспитателем);
•

выявить характерные особенности эмоционально–личностной и познавательной сферы общего развития психической сферы ребенка.

•

оценить состояние связной речи с точки зрения предметно–смыслового и лексико-синтаксического её оформления;

•

определить степень овладения компонентами языковой системы;

•

собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных

областей и выражаются в параметрах его развития.
Обследование ребенка речи проводится по следующим направлениям:
•

анкетные данные;

•

общий анализ;

•

раннее психомоторное развитие;

•

перенесенные заболевания;

•

речевой анамнез;

•

общая характеристика речи;

•

состояние голосовой и дыхательной функций;

•

анатомическое строение артикуляционного аппарата;

•

артикуляционная моторика;

•

общая и мелкая моторика;

•

понимание речи (импрессивной речи);

•

лексика и грамматический строй экспрессивной лексики;

•

состояние связной речи;

•

состояние звукопроизношения;

•

состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков);

•

воспроизведение звукослоговой структуры слова;

•

состояние фонематического анализа и синтеза;

•

память, внимание, мышление;

•

знания о цвете, форме и величине, обобщающих понятиях.

Полученные данные фиксируются в речевой карте ребенка. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября. Данные
мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов),
корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого
развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
2.2.2.Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями
воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НвОНР, ОНР 3 уровень речевого развития.
Эффективность коррекционно-образовательной деятельности определяется четкой организацией детей в период их пребывания в
детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и педагога.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании подгрупп для
занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его
работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре,
способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья
воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия
для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития
мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и
практические.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является работа по развитию:
•

понимания речи и лексико-грамматических средств языка

•

произносительной стороны речи;

•

самостоятельной развернутой фразовой речи;

•

подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Предусматриваются следующие виды занятий:

•

подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

•

формирование произносительной стороны речи;

•

развитие лексико-грамматических средств языка;

•

развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
2.3.Форма организации обучения
Форма организации обучения подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной
формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это
положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном
использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПин продолжительность подгрупповых занятий 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30минут. Организация деятельности
логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 16
сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 19 сентября по расписанию, составленному
учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МАДОУ и педагогами групп логопед может брать детей со всех занятий.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности
речевые нарушения, по 2-3 человека.
Продолжительность занятий с детьми: ФФНР и ФНР – 1 год; ОНР III уровня и НвОНР– 1-2 года. Продолжительность может
варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы
отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и
индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-30 минут.
ФНР, ФФНР – 2 раза в неделю; ОНР, НвОНР - 2-3 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на
устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет
возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать
речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в
облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом,
ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
•

совершенствование мимической моторики;

•

совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);

•

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

•

развитие просодической стороны речи;

•

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

•

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

•

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

•

развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые

соответствуют структуре его речевого нарушения.
2.4.1.Взаимодействие логопеда и педагога (воспитателя)
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с речевыми нарушениями является
осуществление конкретного взаимодействия педагога и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач
программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательновоспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и
трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:


практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;



формирование правильного произношения;



подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;



развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции педагога и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

1

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

Задачи, стоящие перед воспитателем:

Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого

Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

негативизма.
2

3

4
5

Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью,

Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по

двигательных навыков.

программе предшествующей возрастной группы.

Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение

Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью

уровня речевого развития ребенка.

перспективного планирования коррекционной работы.

Обсуждение результатов обследования, составление рекомендаций педагогам и родителям
Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию
слухового внимания.

6

Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

Расширение кругозора детей.

7

Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного
запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8

9

Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их

Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и

составным частям, признакам, действиям.

цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

коррекции звукопроизношения.
10

Развитие фонематического восприятия детей.

Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая
выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11

Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа

Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

предложений.
12

Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной
жизни.

14

15

Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям,

Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление

демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

ошибок.

Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой

Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых,

общения.

настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности
детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16

Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять

Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя

рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на

логопедическую работу в этом направлении.

основе материала занятий воспитателя.
17

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- звукопроизношение;

- моторный праксис;

- фонематические процессы;

- психологическая база речи;

- языковой анализ;

- обогащение и активизация словаря;

Также на протяжении всего учебного года педагоги участвуют в семинарах-практикумах, организованных логопедом, направленных
на получение знаний о профилактике речевых нарушений среди дошкольников и коррекционной помощи детям с нарушениями речи (более
подробно представлено в Перспективном плане).
2.5.Взаимодействие с родителями
Цель: помощь родителям и педагогам в овладении логопедическими и педагогическими знаниями необходимыми для
самосовершенствования и обогащения своего родительского и педагогического потенциала.
План взаимодействия и сотрудничества с родителями
Месяц

Анкетирование

Собрание

Сайт

Стенд

Сентябрь,

Изучение индивидуальных

Коррекционная и

«Здравствуйте, мы рады

2022г.

особенностей детей, знаний и

профилактическая

встрече!»

запросов по речевым проблемам

логопедическая работа в ДОУ

ребенка
Октябрь,
2022г.

Индивидуальные
информационные

Рекомендации по выполнению

Показатели развития речи

домашнего задания логопеда

детей-дошкольников

и
Ноябрь,

рекомендательные

Комплексы артикуляционных

Виды речевых нарушений и

2022г.

беседы,

гимнастик

причины их возникновения

Декабрь,

методические

Итоги 1-го полугодия,

Развитие крупной и мелкой

2022г.

рекомендации в

информация о ПМПК

моторики, ее влияние на

«Пальчиковые игры – наши

развитие речи

друзья!»

Эффективность логопедического

Развитие внимания и мышления

Фонематический слух –

сопровождения

ребенка-дошкольника

основа правильной речи

рабочих тетрадях
Январь,
2023г.

Индивидуальные

Февраль,

информационные

2023г.

и

Март, 2023г.

Готовимся к ПМПК

рекомендательные
беседы,

Как следить за автоматизацией

Обогащение словарного

звука дома

запаса у детей-

методические

дошкольников

рекомендации в
Апрель,

рабочих тетрадях

Коррекция нарушенной слоговой

«Мы идем в 1 класс!» - о

структуры слова

готовности ребенка к

2023г.

школе

Май, 2023г.

Эффективность логопедического

Итоги коррекционной работы

сопровождения. Итоги года.

«Наши успехи»

Рекомендации логопеда на лето

«Развиваемся, играя!» подборка игр на развитие
речи

Предполагаемый результат:
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое оснащение кабинета логопеда.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Его
площадь составляет 7,7 кв. метров. Кабинет оснащен наглядно-дидактическим материалом, мебелью. Имеется дополнительное освещение
перед зеркалом.


Мебель: 2 стола, стулья в количестве 6 шт., шкаф, полки для оборудования.



Зеркала: настенное большое зеркало, индивидуальные зеркала – 10 шт..



Доска магнитная.



Одноразовые шпатели.



Игрушки.



Интерактивное оборудование: ноутбук, проектор.
3.2.Методическое обеспечение
Программы:



Основной общеобразовательной программы МАДОУ детский сад № 15 «Малышок»;



Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей, под ред. Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина;



Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, под ред. Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
Методическое сопровождение:



И. Д. Агеева, 500 стишков для зарядки язычков. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.



Т. Ю. Бардышева, Связанные цепью одной: логопедический материал, рассказы цепной структуры (5-7 лет). Наглядно-методическое

пособие


Т. Ю. Бардышева, Е. Моносова, Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 3-4 лет с ОНР. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003»


Т. Ю. Бардышева, Е. Моносова, Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003»


Т. Ю. Бардышева, Е. Моносова, Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003»


Т. Ю. Бардышева, Е. Моносова, Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М.: Издательство

"Скрипторий 2003"


Н. Л. Белопольская, Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство

по использованию. Изд. 3-е, стереотип. – М., - 2009.


Т. И. Беляева Методическое пособие «Умные карточки. Изучаем цифры». – М.: ООО «РОСМЭН», 2016г.



Т. И. Беляева Методическое пособие «Умные карточки. Как устроен человек». – М.: ООО «РОСМЭН», 2015г.



Т. И. Беляева Методическое пособие «Умные карточки. Спорт». – М.: ООО «РОСМЭН», 2015г.



Л. С. Волкова, Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд.,

перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.


Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?Коррекционно-педагогическая работа с

неговорящими детьми. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001г.


Дидактическая игра «Что делает герой?»: глаголы. Согласование имени существительного с глаголом, собственная разработка



Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Мой дом, собственная разработка



Дидактическое пособие «Кто где находится?»: согласование имен сущ. С предлогами. – М.: ООО Издательство «АЙРИС-пресс»,

2017г.


А. И. Захаров, Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986г.



Н. С. Жукова, Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2015г.



Игра «Четвертый лишний», собственная разработка



О. Б. Иншакова, Альбом для логопеда. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019г.



А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.:

ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991г.


М. Ю. Картушина, Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.



П. Козловский, Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Средства передвижения. – М.: ООО «Маленький

Гений-Пресс»,2015г.


Е. В. Колесникова, Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. – М.: Издательство

«ГНОМ иД», 2001г.


В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, «Хлоп-топ»: нетрадиционные приемы коррекциолнной логопедичсеской работы с детьми (6-12

лет). – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003г.


О. И. Крупенчук, Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2018г.



О. Н. Лиманская, Конспекты логопедических занятий: первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.



Методическое пособие «Звуковой анализ слова. Картинный материал», собственная разработка



Р. М. Миронова, Игра в развитии активности детей. – Минск: Народная асвета, 1989г.



О. Новиковская, Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.:Издательство АСТ, 2018г.



Н. В. Новотворцева, «Шипящие звуки»: логопедическая тетрадь



Е. Подколзин, Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Головные уборы. Обувь. – М.: ООО «Маленький

Гений-Пресс»,2015г.


Е. Подколзин, Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Животные наших лесов. – М.: ООО «Маленький

Гений-Пресс»,2015г.


Е. Подколзин, Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Игрушки. – М.: ООО «Маленький Гений-

Пресс»,2015г.


Е. Подколзин, Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Птицы наших лесов. – М.: ООО «Маленький Гений-

Пресс»,2015г.


Рабочая тетрадь «Гласные и согласные». Серия «Говорим правильно»



Рабочая тетрадь «Развиваем связную речь». Серия «Говорим правильно»



Развивающая игрушка «ТИМБЕРГРУПП». Развивающая игра «Ассоциации». – М.: ООО «ТИМБЕРГРУПП», 2018г.



Развивающая игрушка «ТИМБЕРГРУПП. Природа». Развивающая игра «Ассоциации». – М.: ООО «ТИМБЕРГРУПП», 2018г.



Л. П. Смилевска Методическое пособие «Развивающие карточки. Профессии». - М.: ЗАО «РОСМЭН», 2014г.



Л. П. Смилевска Методическое пособие «Развивающие карточки. Цифры и фигуры». - М.: ЗАО «РОСМЭН», 2014г.



Л. П. Смилевска Методическое пособие «Развивающие карточки для малышей. Цвета и формы». - М.: ЗАО «РОСМЭН», 2014г.



Н. Н. Созонова, Е. В. Куцина Лексика, грамматика, связная речь: методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи (4-7 лет).

Серия «Логопедические уроки». – ООО «Издательский дом Литур», 2019г.


Н. Н. Созонова, Е. В. Куцина, Н. Г. Хрушкова, Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетради в 3 частях – ООО

«Издательский дом Литур», 2009г.


Т. А. Спиридонова, Орфографический словарь. – М.: Рипол классик, 2014г.



С. Ю. Ращупкина, Пальчиковые развивалки: развивающие игры для детей. – М.: Эксмо, 2010г.



О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспектызанятий, игры и

упражнения. – М.: Вентана-Граф, 2007г.


М. Ф. Фомичева, Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебн. Пособие для учащихся пед. Уч-щ

по спец. № 03.08 «Дошк.воспитание». – М.: Просвещение, 1989г.



Е. Янушко, «Где ты?»: развитие речи. – М.: ООО Издательство «Эксмо», 2014г.
3.3.Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы

1 этап
Исходно-диагностический

Задачи этапа
1.Сбор анамнестических данных посредством изучения

Результат
медицинской

Определение структуры

и педагогической документации ребенка.

речевого дефекта каждого

2.Проведение процедуры психолого- педагогической и логопедической

ребенка, задач коррекционной

диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций

работы.

ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных
качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом
дефекте.
2 этап

1. Определение содержания деятельности по реализации задач

Календарно-тематическое

Организационно-

коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп

планирование подгрупповых

подготовительный

для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и

занятий; планы

неречевых функций.

индивидуальной работы;

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого

взаимодействие

нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе

специалистов ДОУ и

логопедического исследования.

родителей ребенка с

3.Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими

нарушениями речи.

пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с
составленными планами работы.
4.Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и
родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической
работы с детьми.
5.Индивидуальное консультирование родителей: знакомство с данными
логопедического исследования, структурой речевого дефекта,
определение задач совместной помощи ребенку в преодолении данного
речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребенка

вне детского сада.
3 этап
Коррекционноразвивающий

1. Реализация задач, определенных в индивидуальных, подгрупповых
коррекционных программах.

Достижение определённого
позитивного эффекта

2.Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

устранении у детей

3.Согласование, уточнение и корректировка меры и характера

отклонений в речевом

коррекционно- педагогического влияния субъектов коррекционно-

развитии.

в

образовательного процесса.
4 этап
Итоговодиагностический
4 этап
Итоговодиагностический

1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования

Решение о прекращении

состояния речевых и неречевых функций ребенка – оценка динамики,

логопедической работы с

качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в

ребенком, изменении ее

индивидуальном плане).

характера или продолжении

2.Определение дальнейших образовательных (коррекционно-

логопедической работы.

образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для
детей с нарушениями речи.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа –
определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся
коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими
пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

4.ДОПОЛЬНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Годовой рабочий план
Основные направления
1.Диагностика

Содержание
1)Логопедическое обследование детей с целью точного установления причин,
структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.
2)Объективное логопедическое заключение и составление индивидуальных
(подгрупповых) планов коррекционно-развивающей работы на учебный год,
составление циклограммы деятельности.
3)Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.

Сроки
1-16 сентября
16-30 сентября
В течение
запросам

года по
педагогов,

2.Коррекционно-развивающая
деятельность
3.Информационнопросветительская деятельность

3.Информационнопросветительская деятельность

4.Взаимосвязь с педагогами

4)Логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционнообразовательном процессе воспитанников, занимающихся на логопункте);
отражение его результатов в речевых картах, при необходимости –
корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Вывод детей из состава логопункта.
Проведение индивидуальных (подгрупповых) логопедических занятий по:
а)формированию правильного звукопроизношения :
б)формированию фонематических процессов;
в)формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
1) Оказание консультативно-методической помощи воспитателям,
родителям:
-выступления на родительских собраниях по запросам;
-проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с
родителями и педагогами;
-оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для
закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома;
2)Размещение информации в родительских уголках и на сайте по
особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике
и преодолению речевых проблем.
3)Предоставление информационных буклетов с заданиями по развитию
лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для
занятий с детьми в домашних условиях.
1)Анализ результатов обследования.
2)Планирование профилактической и коррекционной образовательной
работы с учетом результатов обследования.
3)Посещение групповых занятий воспитателя с целью соблюдения
преемственности в организации коррекционно-развивающего процесса с
детьми, имеющих речевые нарушения.
4)Предоставление речевого материала воспитателям для развития лексикограмматических категорий, связной речи, мелкой и артикуляционной
моторики.
5)Предоставление речевого материала воспитателям для закрепления
навыков автоматизации звуков.
6)Консультации:
«Обогащение словаря детей антонимами, синонимами, омонимами» и
многозначными словами.
7)Викторина для воспитателей:
«Великий и могучий русский язык»
8)Проведение развлечений с детьми совместно с музыкальным

специалистов родителей.
декабрь, май

С 19 октября по 15 мая
согласно сетке занятий и
периоду обучения
в течение года
в течение года по
запросам в часы
консультаций
1 раз в месяц
в рамках тематической
недели в течение года
сентябрь, май
(метод.советы)
Сентябрь
в течение учебного года
в рамках тематической
недели в течение года
в дни занятий согласно
расписанию
Январь
Март
согласно плану ДОУ

5.Работа с родителями

руководителем
9)Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в ДОУ
1)Анкетирование
 с целью изучения индивидуальных особенностей детей;
 с целью изучения знаний и запросов родителей по речевым проблемам
воспитанников;
 «Эффективность работы логопедической службы»..
2)Индивидуальное консультирование родителей по запросам

5.Работа с родителями
6.Повышение квалификации

3)Родительские собрания:
№1 Темы: «Коррекционная логопедическая работа в ДОУ»
№2 Тема: «Итоги за первое полугодие, информация о ПМПК»
№3 Тема: «Итоги коррекционной работы «Наши успехи!»»
4)Ведение сайта
5)Оформление стендов
1)Пройти курсы повышения квалификации
2)Самостоятельно работать со специальной литературой по теме
самообразования.
3)Изучение новинок методической литературы
4) Участвовать в работе семинаров, рабочих совещаниях, проводимых по
намеченным планам
5)Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете
4.2.Циклограмма деятельности учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год.

День недели

Время

Вид деятельности

Понедельник

8.00-12.00

Индивидуальная работа

8.00-9.50

Индивидуальная работа

9.55-10.55

Групповые занятия

11.00-12.00

Индивидуальная работа

8.00-9.00

Индивидуальная работа

9.00-10.10

Групповые занятия

10.15-12.00

Индивидуальная работа

8.00-12.00

Индивидуальная работа

Вторник

Среда
Четверг

согласно плану ДОУ
сентябрь
октябрь
январь
май
В течение года, в часы
консультаций для
родителей
сентябрь
декабрь
май
в течение года
В течение года
В течение года
в течение года
в течение года
плановые методические
советы
в течение года

Пятница

8.00-9.00

Индивидуальная работа

9.00-10.15

Групповые занятия

10.20-12.00

Индивидуальная работа

Библиографический список.
1.

Интернет-ресурсы:

http://www.festival.1september.ru,

http://www.doshvozrast.ru,
http://www.imc-eduekb.ru,

http://www.o-detstve.ru,

http://www.twirpx.com,

http://www.

http://www.festival.1september.ru,
detsad-kitty.ru,

http://www.logoburg.com,

http://www.logoped.ru, http://www.logomag.ru, http://www.logomag.org, http://www.logopediya.com, http://www.logopedmaster.ru, http://www.
rustoys. ru/index.html, http://www. kindereducation.com, http://azps.ru/baby/talk.html, http://www. karapuz.com, http://sibmama.info/ index.php?p.
2.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении

СанПин 2.4.1.3049-13».
3.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального

государственного стандарта дошкольного образования».
4.

Устав МАДОУ детский сад №15 «Малышок»

5.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

6.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц

Дата
01.09 – 02.09
05.09. – 09.09

Название недели
«День знаний»
«Какой я? Что я знаю о себе? Я человек! Я гражданин! Мои права»

Сентябрь

12.09 – 16.09
19.09 – 23.09
26.09 – 30.09
03.10 – 07.10
10.10 – 14.10

«Осень. Осенние дары природы»
«Труд людей осенью»
«Наши друзья животные»
«Мой дом, мой поселок»
«Родная страна»

17.10 - 21.10
24.10 – 28.10
«Неделя доброты»
«Твоя безопасность»
«Правила дорожные»
«Моя семья»
«Правила пожарной
безопасности»
«Зима пришла»
«Животный мир зимой»
«Мастерская деда
мороза»
«Новый год»
«Зимние забавы»
«Юные волшебники»
(неделя художественного
творчества)
«Любопытные
почемучки»
«Мы спортсмены»

«Мир предметов и техники»
«Труд взрослых. Профессии»
31.10 – 04.10
08.11 – 11.11
14.11 – 18.11
21.11- 25.11
28.11 – 02.12

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

05.12 – 09.12
12.12- 16.12
19.12- 23.12
26.12 - 29.12
09.01 – 13.01
16.01 – 20.01

23.01-27.01
31.01 – 03.02

Февраль

Март

Апрель

Май

«Культура общения»
«Мальчики и девочки»
«Защитники Отечества»
«Неделя книги»
«Женский день»
«Народное творчество»
«Народная культура и
традиции»
«Весна – красна»
«Животные и птицы
весной»
«Космические
просторы»
«Неделя здоровья»
«Знай и уважай ПДД»
«День Победы»

06.02 – 10.02
13.02 – 17.02
20.02 – 24.02
27.02 - 03.03
06.03 – 10.03
13.03 – 17.03
20.03 – 24.03

«Путешествия по
экологической тропе»
«Опыты и
эксперименты»
«Скоро лето»

15.05 -19.05

27.03 – 31.03
03.04 – 07.04
10.04 – 14.04
17.04 – 21.04
24.04 – 28.04
03.05 – 07.04

22.05 - 26.05
29.05 – 31.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».