Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации Автор-составитель Верещагина Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук. Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательногопроцесса. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа. Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.) Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации. Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но. разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Основные диагностические методы педагога образовательной организации: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа. Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. Примеры описания инструментария по образовательным областям в первой младшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая. Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка. 2.Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Колобок». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая Лиса?» Метод: наблюдение. Материал: ситуация встречи \ прощания со взрослым. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Посмотри, к нам пришел гость. Что нужно сказать?» 3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Методы: наблюдение. Материал: сказки для восприятия детьми. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Слушайте внимательно сказку „Колобок"». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Методы: беседа. Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Что/кто это?» 2. Группирует однородные предметы, выделяет один и много. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?» Образовательная область «Речевое развитие» 1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»). Метод: проблемная ситуация. Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе) Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас-лина. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, плас-лина. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нарисуй / приклей / слепи». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де-ельности. Материал: мячи. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом». Примеры описания инструментария по образовательным областям во второй младшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об щении со взрослыми и сверстниками, в природе. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка. 2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил люстраций, литературных произведений. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка«Теремок». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?» 3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок. Методы: проблемная ситуация. Материал: игрушки — герои сказок по количеству детей. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей. Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?» 2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: дидактическая игра «Какой звук». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Повтори за мной — А, У, О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза. Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Укрась вазу». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: зонтик. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик". Когда я скажу „солнышко", дети бегают. Когда скажу „дождик", дети бегут под зонтик». Примеры описания инструментария по образовательным областям в средней группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об щении со взрослыми и сверстниками, в природе. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка. Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом. Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости». 2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев ил люстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: сказка «Два жадных медвежонка». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?» 3. Имеет представления о мужских и женских профессиях. Методы: проблемная ситуация. Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?» Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?» 2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор). Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: мяч, корзина, стойка-цель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»». Примеры описания инструментария по образовательным областям в старшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об щении со взрослыми и сверстниками, в природе. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка. Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом. Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости». 2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: случившаяся ссора детей. Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?» 3. Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Методы: наблюдение (многократно). Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, различные настольно-печатные игры. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию. Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму? Кем они работают?» 2. Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди, что к чему подходит по форме». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Вырежи так, как нарисовано». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: мяч, корзина, стойка-цель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру „Лови мяч и отбивай". Примеры описания инструментария по образовательным областям в подготовительной к школе группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и об разцу, правильно оценивает результат. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация. Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба {показываем схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?» Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке). Форма проведения: групповая. Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме». 2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действи ям, в том числе изображенным. Методы: беседа, проблемная ситуация. Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины). Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?» 3. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница». Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Ребята, мы будем играть в „больницу". Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?» Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов. Методы: наблюдение, проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная. Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки. Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать. 2. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?» Образовательная область «Речевое развитие» 1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?» Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» 1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструк тора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки). Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем». 2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах неслож ные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, инди видуально и коллективно. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности. Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка..." {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать. Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности. Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым». Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования \\ Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года). 2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001. 3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. —М., 2005. 4. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003. 5. Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1 младшая группа № п/п № группы Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения Наблюдает за трутовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости Итоговый показатель 2 младшая группа № № Старается соблюдать п/п группы правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Итого Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок Итоговый показатель Средняя группа № № Старается п/п группы соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается Понимает Имеет значение слов, представобозначающих ления о эмоциональное мужских и состояние, женских этические капрофесчества, сиях эстетические характеристики Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы Итоговый Принимает роль в игре показатель со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры Итого Старшая группа № № Старается п/п группы соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Итого Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики Понимает Выполняет скрытые обязанности мотивы дежурного поступков по героев столовой, литературных уголку произведений, природы эмоционально откликается Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества Проявляет интерес к со- Итоговый вместным играм со показатель сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетноролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль Подготовительная группа № п/п № груп пы Итог о Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т. ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенн ым Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор Договарива ется и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила игры Следит за Итоговый опрятност показатель ью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевани и, приеме пищи, выполнен ии гигиеническ их процедур Образовательная область «Познавательное развитие» 1 младшая группа № п/п № группы Знает свое имя. Осуществляет Называет перенос предметы действий с ближайшего объекта на объокружения, ект, использует имена членов предметысвоей семьи и заместители воспитателей Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты Узнает шар и куб, называет размер (большой— маленький Группирует однородные предметы, выделяет один и много Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше, «меньше», «столько же» Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций Итого вый показ атель Итого 2 младшая группа № № п/п группы Итого Знает свои имя и фамилию, имена родителей Рассматрива ет иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним Ориентирует ся в помещениях детского сада, называет свой город Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме Понимает Итоговы смысл й обозначений:показате вверху — ль внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя— нижняя. Различает день — ночь, зима — лето Средняя группа № № Знает п/п группы свои имя и фамилию, адрес проживан ия, имена родителей Рассматр ивает иллюстри рованные издания детских книг, проявляет интерес к ним Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека Ориентирует ся в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) Называет Сравнивает Различает диких и количество круг, домашних предметов в квадрат, животных, группах до треодежду, 5 на основе угольник, обувь, счета, прямебель, приложени моугольни посуду, ем, к деревья наложение м Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению Понимает смысл Итоговы слов «утро», й «вечер», «день», показате «ночь», определь ляет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека Ориентирует ся в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости) Называет виды тр а и с но рга, инструмент ы, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса) Выклады вает ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложен ием и наложение м Ориентируется во времени (вчера — сегодня — завтра; сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели Итого Старшая группа № № Знает свои п/п группы имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии Знает столицу России. Может назвать некоторые достопримечат ельности родного города/поселения Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1) Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры Итоговы й показате ль Подготовительная группа № № п/п гру пп ы Ит ого Проявляет познавате льный интерес в быту и в организов анной деятельно сти, ищет способы определен ия свойств незнакомы х предметов Знает свои имя и фамилию, страну и адрес проживан ия, имена и фамилии родителей , их место работы и род занятий, свое близкое окружени е Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторы е государст венные праздник и и их значение в жизни граждан России Может назвать некоторы е достопри мечательности родного города/по селения Имеет представлен ие о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятел ьности всего живого на планете (смена времен года, смена дня и ночи) Знает и называет зверей, птиц, пресмык ающихся, земново дных, насеком ых Количеств енный и порядковы й счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) Составляе т и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками Знает способы измерен ия величин ы: длины, массы. Пользуе тся условно й меркой недели Называе т отрезок, угол, круг, овал, многоугольн ик, шар, куб, проводи т их сравнение. Умеет делить фигуры на нескольк о частей и составля ть целое Знает временн ые отношен ия: день — неделя — месяц, минута — час (по часам), последоват ельность времен года и дней недели Итоговы й показате ль Образовательная область «Речевое развитие» 1 младшая группа № п/п № Сопровождает речью группы игровые и бытовые действия По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?») Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта Итоговый показатель №1 №2 Итого 2 младшая группа № № Рассматривает сюжетные п/п группы картинки, способен кратко рассказать об увиденном Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух Итоговый показател ь Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы Итоговый показатель Итого Средняя группа № № п/п группы Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки Имеет предпочтение в Определяет первый звук в литературных произведениях слове. Умеет Проявляет эмоциональную образовывать новые слова заинтересованность в по аналогии со знакомыми драматизации знакомых сказок. словами Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть Итого Старшая группа № № Имеет предпочтение в п/п группы литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение Драматизирует небольшие Определяет место сказки, читает по ролям звука стихотворение. Составляет по в слове. Сравнивает слова образцу рассказы по сюжетной по длительности. Находит картине, по серии картин, слова с заданным звуком относительно точно пересказывает литературные произведения Поддерживает беседу, Итоговый высказывает свою точку показатель зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы Подготовительная группа № п/п № группы Итого Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст Пересказывает и Различает звук, слог, слово, При необходимости Итоговый драматизирует небольшие предложение, определяет их по- обосновать свой выбор показатель литературные произведения, следовательность употребляет обобщасоставляет по плану и образцу ющие слова, синонимы, рассказы о предмете, по антонимы, сложные сюжетной картине предложения Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественно-творческое развитие (вариативная часть, составлена по И.В.Лыковой) № п/п 1 младшая Передаёт форму и цвет доступными художественными способами Создаёт образы конкретных предметов и явлений окружающего мира Проявляет интерес к иллюстрациям в детских книгах Охотно экспериментирует с художественными инструментами и материалами Итоговый показатель Итого № п/п 2 младшая группа Создаёт узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности. Целенаправленно создаёт, рассматривает и свободно обыгрывает созданные образы, постройки и композиции Проявляет устойчивый интерес к декоративноприкладному искусству Итоговый показател ь Итого № п/п Средняя группа В рисовании, лепке, аппликации, конструировании и в художественном труде создаёт выразительные образы и выражает своё отношение к ним Передаёт форму, пропорции, цвет, фактуру, характерные детали Уверенно владеет разными художественными техниками Знаком с элементами Итоговый некоторых видов народного показатель прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности № п/п Старший дошкольный возраст Самостоятельно создаёт выразительные образы на основе сформированных представлений, передавая не только основные признаки, но и взаимосвязи между ними, выражает своё личное отношение. Самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы, по своей инициативе осваивает новые техники С увлечением рассматривает Итоговый произведения изобразительного показатель и декоративно-прикладного искусства, выражает своё индивидуальное эмоциональноценностное отношение Итого № Подготовительная п/п группа Передаёт различными изобразительновыразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире. Реализует творческие замыслы, свободно сочетает разные виды художественнопродуктивной деятельности Уверенно использует освоенные художественные техники изобразительновыразительные средства Охотно сотрудничает с другими детьми в процессе и создания коллективной композиции Интересуется Итоговый изобразительным и показатель декоративноприкладным искусством, выражает своё отношение. Итого Критерии оценки художественно-творческого развития детей по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» Показатели оценки детей 1 младшей группы Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.). Средний уровень - в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым. Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему. 2 младшей группы Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребенок охотно и с интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); Средний уровень - в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым или более умелым ребенком; Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату. Средней группы Высокий уровень - в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребенок создает оригинальные, эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки воспринимаемому в природе, искусстве и в быту (красиво или некрасиво, грустно или весело); Средний уровень - ребенок интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально и доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором; обращается за помощью к взрослому и сверстникам; Низкий уровень - ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в рисование, лепку, аппликацию лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к ее процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений. Старшей группы Высокий уровень - ребенок активно интересуется разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, словами, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном). Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции; включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны. Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержке со стороны взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник. Подготовительной группы Высокий уровень - ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир. Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замысел и результат деятельности не всегда оригинальны. Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству. Музыкальное развитие 1 младшая группа № п/п № группы Узнает знакомые м ел оди и, Проявляет активность при Умеет выполнять движения: в м ест е с взрослым подпевает в подпевании, выполнении притопывать ногой, хлопать в танцевальных движений ладоши, поворачивать кисти рук песне музыкальные фразы Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен Итоговый показатель №1 №2 Итого 2 младшая группа № № Слушает музыкальное произведение до Умеет выполнять танцевальные движения: Различает и называет п/п группы конца. Узнает знакомые песни. Поет, не кружиться в парах, при-гопывать попеременно музыкальные инструменты: отставая и не опережая других ногами, двигаться под музыку с предметами металлофон, барабан. Замечает изменения в звучании (тихо — громко) Итоговы й показате ль Итого Средняя группа № № Имеет предпочтение в выборе муз. п/п группы произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами Узнает песни по мелодии. Итоговый Может петь протяжно, четко про- показатель износить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение Старшая группа № № Различает жанры муз. п/п группы произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений Может ритмично двигаться по характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе, шаг с продвижением вперед и в кружении) Играет на детских муз. Итоговый инструментах показатель несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента Подготовительная группа № № Умеет выразительно и ритмично дви- Исполняет сольно и в ансамбле может петь в сопровождении п/п группы гаться в соответствии с характером на детских муз. инструментах муз. инструмента, индивимузыки, испытывает эмоциональное несложные песни и мелодии; дуально и коллективно удовольствие Итого Итоговый показатель Образовательная область «Физическое развитие» № п/п 1 Проявляет навыки опрятмладшая ности, пользуется индивидугруппа альными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком) Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч Умеет ползать, под- Итоговый лезать под натянутую показател веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу Итого 2 № п/п младша я группа Итого Владеет простейшими навыками повеления во время еды, умывания Приучен к опрятности. замечает и устраняет непорядок в одежде Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого Может ползать на четвереньках, лазать по лесенкестремянке, гимнастической стенке произвольным способом Энергично отталкивайся в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места Катает мяч в заданном направлении с расстоянии, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает вверх и ловит; метает предметы правой и левой руками Итоговы й показате ль № Средняя Знает о значении п/п группа для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг Определяет положение Итоговый предметов в показатель пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки Итого № Старшая Знает о важных и Соблюдает Умеет быстро и Умеет лазать по п/п группа вредных факторах элементарные аккуратно гимнастической для здоровья, о знаправила одеваться и стенке, прыгать чении для здоровья личной гираздеваться, в длину с утренней гиены, соблюдает места, с разбега, гимнастики, самообслужива- порядок в в высоту с раззакаливания, ния, шкафчике бега, через соблюдения режима опрятности скакалку дня итого Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне Умеет метать Итоговый предметы правой и показатель левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч № подготовит Знает о принципах п/п группа здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать Итого Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку Умеет перестраиваться в 3—4 колонны, в 2—3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении Умеет метать Итоговый предметы правой и показатель левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч